Психолог

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

Горланова  Наталья  Владимировна

 

 

Консультации для родителей

 

Как сохранить психологическое здоровье дошкольника.

Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.

 Взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение     « затормозить» свои желания применяют метод запретов. Но ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремится познать окружающее, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет»: «нельзя», « не разговаривай», « не ерзай».

 Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Процесс желания «действовать» — наталкивается на торможение процесса  «активности». Если такие перегрузки повторяются часто,у ребенка может развиться невроз. 

 Если родительские запреты сопровождаются окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает или истеричность, крики, плач или замкнутость и агрессивность.

Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан, например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.

 Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих ситуаций.

Если же ребенку предстоит встреча с непонятным, но впечатляющими воздействиями (посещение зоопарка), то малыша необходимо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

 Неврозы возникают иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, что смотрит ребенок. В какие игры он играет. Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не в коем случае устрашающими.

Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях, к сожалению, телевизор включен целый день. А рядом играют дети и смотрят все подряд . Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного «голубого экрана», никому объяснять не надо.

 Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи отца или матери.

 У таких детей отмечается неуверенность в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна. Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

 Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр» .Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон. 

 Родителям полезно помнить простую истину: Неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно вылечить.

 А кто, как не вы. Родители лучше всего знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.

 Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него- это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности. 

 Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят.

 Мой призыв к вам: «Играйте с детьми — это замечательно оздоравливает отношения!»

 Шутки и веселье рождают сердечность. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик из песка или конструктора, почитайте книжки. Послушайте диски с записями детских произведений. Посмотрите вместе с ребенком добрый фильм. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса. Что благотворно влияет на психологическое состояние, откроет ему много интересного и доброго.

Хотелось бы дать родителям следующие рекомендации, помогающие сохранить психическое здоровье ребенка:

 1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть;

 2. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Контролируйте свое поведение;

 3. Активно выслушивайте его переживания и потребности;

 4. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним;

 5. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется;

 6. Помогайте, когда просит;

 7. Поддерживайте успехи;

 8. Делитесь своими чувствами;

 9. Справедливо разрешайте конфликты;

 10. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.

 И тогда его психологическому здоровью ничего не угрожает

ВОСПИТАНИЕ НА УШКО

Хочу поделиться с Вами одним простым приемом, который я называю “воспитание на ушко”. Часто случались ситуации, когда к нам приходили гости (или мы приходили в гости), а дочка начинала вести себя как‑то некрасиво. Я уверена в том, что ребенка не стоит ругать при посторонних, даже при бабушках‑дедушках.

Когда ситуации случались дома, я чаще просто терпела, а после ухода гостей объясняла дочке, что к чему. Но ребенок двух лет не всегда мог вспомнить, а за что же его ругают, поэтому приходилось еще объяснять, что было не так. Кроме того, сами гости порой делали замечания ребенку, а иногда и мне: “Почему ты ничего не говоришь?”. Если я не выдерживала и делала замечание при посторонних, то понимала, что тоже поступаю неправильно. В общем, сложно все.

За то, что я нашла для себя этот метод “воспитания на ушко”, хочу сказать большое спасибо моей маме. Если при чужих людях я еще как‑то сдерживалась, чтобы не ругать дочку, то при маме позволяла себе это всегда (думаю, так поступают очень многие). И моя мама ругала меня, говорила, что нельзя “воспитывать” дочку даже при ней.

Вскоре все сложилось само собой. В ситуации, когда нужно сделать замечание, я отзывала дочку в сторонку (или вообще в другую комнату) и тихо‑тихо на ушко шептала ей, что она делает не так. Потом мы возвращались и обычно на этом решение проблемы и исчерпывалось.

Теперь, как в аптеке: особенности применения этого метода.
Отзывать ребенка нужно исключительно доброжелательным голосом: “Солнышко, идем пошепчемся”. Взять за ручку и ласково, спокойно отвести в другую комнату. Делаю на этом ударение, потому что иногда хочется схватить своего котенка за шкирку, а там, в сторонке, нашипеть на него, как змея, а не пошептать.

Но если вы сделаете это грубо или демонстративно (чтобы оправдаться перед окружающими), то уже накажете ребенка при посторонних и унизите его. В таком случае теряется смысл самого подхода. Кроме того, можете в результате получить бунт. А в следующий раз ребенок с Вами не пойдет, и чтобы отозвать его, придется таки тащить. Проверено. Когда я уже отозвала дочку, то стараюсь все объяснить в шутливой форме.

Чем чаще у меня это стало получаться, тем охотнее дочка шла на контакт и реагировала на просьбу. Иногда, конечно, совсем уже не до шуток. Тогда хотя бы нужно все объяснять спокойно, без угроз и шантажа. Дети очень хорошо реагируют на просьбы с пожалуйста (как ни странно): “Пожалуйста, я прошу тебя так не делать. Дедушке это неприятно”, или “Я очень расстраиваюсь, когда вижу это”. Никаких фраз типа” ты ведешь себя как свинья”, или “так поступают только плохие мальчики” и т.д. Говорите только о своих чувствах, чувствах других людей, правилах поведения в гостях или с гостями и т.д.

И вообще, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними. Представьте себя на месте ребенка. Как бы Вы хотели, чтобы Вам это объяснили?

Когда я беседую с дочкой, то присаживаюсь рядом с ней, а не наклоняюсь, смотрю в глаза, обнимаю. Перед тем, как отпустить дочку обратно, я всегда спрашиваю: “Мы договорились?” И дожидаюсь утвердительного ответа.

Поначалу бывали еще ситуации, когда после такой беседы дочка опять начинала делать то, что нельзя. В этом случае я отзывала ее опять и уже более серьезно, без шуток (но спокойно!), говорила, что если она будет продолжать делать это, то мы сейчас же уйдем домой или что дома она будет наказана. Разумеется, если Вы уже заикнулись об этом, то нужно выполнять. А если не собираетесь действительно этого делать, то лучше и не говорите.

Вижу по дочке – дети, на которых не давят и не унижают при посторонних, не нуждаются в демонстрации своего непослушания родителям, а также в бунте.

Сейчас, когда все моменты взаимодействия уже проработаны, дочка спокойно идет со мной пошептаться и обычно одного объяснения достаточно. Правда, тут же она может найти себе другое не менее интересное занятие и приходится шептаться снова. Но тут уж ничего не поделать : )

Терпение и труд – все перетрут!

Тайные мечты каждого ребенка

  • Любите меня и позволяйте мне, вас любить.
  • Любите меня, даже когда, я плохой.
  • Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
  • Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
  • Верте мне, с вашей помощью у меня все получится.
  • Не давайте мне того, что сами не умеете.
  • Учите меня, что хорошо, а что плохо.
  • Делитесь со мной своими планами.
  • Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.
  • Хвалите меня, когда я поступаю хорошо.
  • Не командуйте, просите меня.

 

Позитивное общение с ребенком

  1. Дорожите доверием и любовью малыша к вам: это самое ценное, что есть у малыша для вас.
  2. Вашим самым огромным подарком для малыша может стать то время вашей жизни, которое вы уделяете ему.
  3. Не ассоциируйте малыша с иными детками. Он имеет право быть иным и он единственный таковой на всей земле, уникальный.
  4. Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок, чем о том, как он себя ведет. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.
  5. Чувства малыша, как и ваши, не вечны. Он, как и вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.
  6. Ребенок имеет право воспринимать решения без помощи других.
  7. Помогите ребенку осознать, в чем конкретно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто содействуют их закреплению.
  8. Не разрушайте душу малыша оскорблениями и пренебрежением.
  9. Согласуйте требования, которые вы предъявляете к ребенку, с его возрастными чертами.
  10. Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?
  11. Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взор, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь узнать причину этого поведения. Часто он сам её не знает.
  12. Найдите время и выслушайте малыша. Время от времени ему хочется поведать о себе и собственных проблемах.
  13. Помните, что ребенок не отвечает за трудности взрослых.
  14. Помните, что ребенок обучается у вас и желает быть схожим на вас.
  15. Будьте искренни с ребенком, постоянно и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание и пр. Если одобряете — одобряйте искренне! Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совершенно другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.
  16. Будьте готовы принимать малыша как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.
  17. Если ребенок проявляет чувства — не хвалите и не ругайте его за это. Тем самым вы поможете ему осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что ощущать не запрещается и не стыдно.
  18. Не делайте ребенку замечаний в присутствии остальных людей. Побеседуйте с ним об этом наедине.

 

Детей учит то, что их окружает

  •  Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться
  • Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким
  • Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпимым
  • Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе
  • Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать
  • Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить
  •  Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь

One thought on “Психолог

  1. Невероятный макет блога! Сколько времени у вас работает блог?
    вы делаете его легким и доступным. Интересно и содержательно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два − 2 =